Крейсер II ранга "Боярин"
Крейсер "Боярин" был построен
в Копенгагене на заводе фирмы "Бурместер ог
Вайн" в соответствии с заданием, разработанным
Морским Техническим комитетом российского
Морского министерства для проектирования
бронепалубных крейсеров II ранга.
Корабль, наряду с крейсерами "Новик",
"Жемчуг" и "Изумруд", предназначался
для усиления Тихоокеанской эскадры. Свое
название "Боярин" получил в честь парусно-винтового
корвета, построенного в 1856 году на Охтенской
верфи в Санкт-Петербурге. Закладка корабля
состоялась 24 августа 1900 года, спуск на воду - 26 мая
1901 года.
К числу технических новшеств, внедренных в
конструкцию, относились усовершенствованные
шахты элеваторов подачи, хранение 120- и 47-мм
патронов на штатных беседках вместо стеллажей,
герметичные переборочные коробки для прохода
электротрасс, освинцованные электрические
кабели и др.
В состав Российского флота крейсер вступил в 1902
году. 27 октября крейсер вышел из Кронштадта на
Дальний Восток, чтобы присоединиться к Эскадре
Тихого Океана. После непродолжительного
совместного плавания с французскими кораблями в
Персидском заливе крейсер 10 мая 1903 года прибыл в
Порт-Артур.
Боевую службу "Боярин" начал в качестве
разведчика и репетичного судна (корабля,
повторяющего для эскадры сигналы командующего).
Учения и плавания в составе эскадры показали, что
крейсер "...прочной постройки и хорошее морское
судно, очень выгодный в отношении расхода угля
разведчик".
Осенью 1903 года "Боярин" участвовал в больших
маневрах под Порт-Артуром и в походе в Чемульпо,
где в качестве стационера оставался до 1 января
1904 года, уступив свой пост крейсеру "Варяг".
Утром 27 января 1904 года, находясь в разведке, "Боярин"
обнаружил главные силы японского флота во главе
с броненосцем "Микаса". В начавшемся
сражении крейсер, действуя на левом фланге, ведя
огонь и маневрируя, передавал эскадре сведения о
противнике. 29 января "Боярин" вблизи
островов Сан-шан-тао подорвался на всплывшей
мине. Начавшийся шторм не позволил закончить
спасательные работы, и спустя два дня корабль
погиб.
Признанием заслуг крейсера, прослужившего в
Российском флоте столь короткий, но насыщенный
памятными событиями срок, стало предложение
Морского генерального штаба назвать в память о
"Боярине" один из приобретаемых за границей
крейсеров. Однако оно осталось нереализованным...