ГЛАВНАЯ

Крейсер II ранга "Боярин"

 

boyarin.jpg (87585 bytes)

Крейсер "Боярин" был построен в Копенгагене на заводе фирмы "Бурместер ог Вайн" в соответствии с заданием, разработанным Морским Техническим комитетом российского Морского министерства для проектирования бронепалубных крейсеров II ранга.
Корабль, наряду с крейсерами "Новик", "Жемчуг" и "Изумруд", предназначался для усиления Тихоокеанской эскадры. Свое название "Боярин" получил в честь парусно-винтового корвета, построенного в 1856 году на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге. Закладка корабля состоялась 24 августа 1900 года, спуск на воду - 26 мая 1901 года.

К числу технических новшеств, внедренных в конструкцию, относились усовершенствованные шахты элеваторов подачи, хранение 120- и 47-мм патронов на штатных беседках вместо стеллажей, герметичные переборочные коробки для прохода электротрасс, освинцованные электрические кабели и др.

В состав Российского флота крейсер вступил в 1902 году. 27 октября крейсер вышел из Кронштадта на Дальний Восток, чтобы присоединиться к Эскадре Тихого Океана. После непродолжительного совместного плавания с французскими кораблями в Персидском заливе крейсер 10 мая 1903 года прибыл в Порт-Артур.


Боевую службу "Боярин" начал в качестве разведчика и репетичного судна (корабля, повторяющего для эскадры сигналы командующего). Учения и плавания в составе эскадры показали, что крейсер "...прочной постройки и хорошее морское судно, очень выгодный в отношении расхода угля разведчик".

Осенью 1903 года "Боярин" участвовал в больших маневрах под Порт-Артуром и в походе в Чемульпо, где в качестве стационера оставался до 1 января 1904 года, уступив свой пост крейсеру "Варяг".

Утром 27 января 1904 года, находясь в разведке, "Боярин" обнаружил главные силы японского флота во главе с броненосцем "Микаса". В начавшемся сражении крейсер, действуя на левом фланге, ведя огонь и маневрируя, передавал эскадре сведения о противнике. 29 января "Боярин" вблизи островов Сан-шан-тао подорвался на всплывшей мине. Начавшийся шторм не позволил закончить спасательные работы, и спустя два дня корабль погиб.

Признанием заслуг крейсера, прослужившего в Российском флоте столь короткий, но насыщенный памятными событиями срок, стало предложение Морского генерального штаба назвать в память о "Боярине" один из приобретаемых за границей крейсеров. Однако оно осталось нереализованным...

Используются технологии uCoz