Крейсер II ранга "Новик"
В соответствии с “программой для
нужд Дальнего Востока”, принятой в 1898 году,
Морской технический комитет разработал
техническое задание на проектирование крейсера
водоизмещением 3000 т, предназначавшегося не
только для разведочной службы при эскадре, но и
ее защиты от нападения неприятельских
миноносцев и поддержки атак своих миноносных
кораблей.
Контракт на постройку такого крейсера,
получившего название “Новик”, был подписан с
германской фирмой “Шихау” 5 августа 1898 года.
Строился корабль отделением этой фирмы в Данциге,
механизмы изготовлялись в Эльбинге. Официальная
закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года,
когда корпус был уже доведен постройкой до
броневой палубы. 2 августа “Новик” спустили на
воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским
государственным флагом вышел на первую
семичасовую заводскую пробу.
18 мая 1902 года после завершения приемосдаточных
испытаний “Новик” прибыл в Россию. 14 сентября
того же года крейсер под командованием капитана 2
ранга П. Ф. Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс
на Дальний Восток. 6 декабря, когда “Новик”
находился в Пирее (Греция), в командование им
вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен.
В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года.
Буквально с первых минут русско-японской войны
началась активная служба “Новика”. Сразу же
после нападения японских миноносцев на русскую
эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир
крейсера получил приказ преследовать неприятеля,
но пока на “Новике” разводили пары, японские
миноносцы успели уйти. В бою с японской эскадрой
на следующий день “Новик” предпринял дерзкую
попытку сблизиться с неприятельской эскадрой,
однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район
ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только
после десяти суток напряженного ремонта корабль
удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике”
поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О.
Макаров, когда пытался отбить окруженный
неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”.
Не раз крейсер прикрывал выходы в море
миноносцев и канонерских лодок, принимал участие
в обстреле занятого противником побережья.
После боя 28.07/10.08 1904 г. (3 надводные пробоины, 2
убитых, 1 раненый) "Новик" прорвался в Циндао.
Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт
Корсаковск (О.Сахалин). Затоплен там экипажем
после боя с японскими крейсерами "Цусима" и
"Читосе" 7/20.08.1904 г. (3 подводных и 2 надводных
пробоины, 2 убитых, 17 раненых). Поднят японцами,
отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г.
служил в японском флоте под названием "Судзуя".
Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.