Крейсер I ранга "Громобой"
Заложен в 1898 г., строился на верфи
Балтийского завода в Санкт-Петербурге, Россия по
проекту Балтийского завода.
Последний из серии больших океанских
броненосных крейсеров, отличался от предыдущих ("Рюрик", "Россия") лучшей защитой
артиллерии. Один из вариантов проекта
предусматривал установку башен для 203-мм орудий,
но из-за волевого решения генерал-адмирала в.к.
Алексея Александровича была продолжена
постройка крейсеров с палубными артиллерийскими
установками. Вместо установки средней машины
экономического хода (как на крейсере "Россия") были установлены
три машины равной мощности.
Крейсер спущен на воду 26.04.1899
г. Вступил в строй в октябре 1900 г. Переведен с
Балтийского моря на Дальний Восток в состав I-ой
Тихоокеанской эскадры сразу после завершения
приемных испытаний, прибыл во Владивосток 17.07.1901
г. Входил во Владивостокский отряд крейсеров.
Поврежден в бою 1.08.1904 г. у о. Ульсан (91 убитый, 185
раненых).
При ремонте вместо 75-мм орудий установлено 4 152-мм,
погонное 152-мм орудие переставлено на верхнюю
палубу.
Потерпел аварию на банке Клыкова в зал. Посьета,
ремонт до 9.02.1905 г. Подорвался на мине у о. Русский
11.05.1905 г., ремонт до сентября. После войны вернулся
на Балтику, прибыл в Либаву 26.03.1906 г. Капитальный
ремонт до 1911 г. в Кронштадтском порту. Участвовал
в I мировой войне (в 1915-16 г.г. перевооружен: 6-203/45,
20-152/45, 2-47, 2 пулемета, 2 457-мм подводных торпедных
аппарата).
В ноябре 1917 года совершил переход из
Гельсингфорса в Кронштадт, опыт этого похода был
использован для последующего Ледового похода
Балтийского флота. К концу 1918 г. "Громобой"
был передан на хранение в порт. В 1922 г. крейсер был
продан на слом в Германию, при буксировке
выброшен на берег и разбился об аванпорт Лиепаи,
был разобран на месте.